Как получить субсидию на переработку органических отходов?

Проблема переработки органических отходов — одна из ключевых в России. При этом комплексные решения инвестиционного и технологического характера для повышения эффективности управления отходами в стране пока не разработаны, а создания экотехнопарков и современных комплексов по переработке органики на данный момент недостаточно, считают специалисты. Частичным решением проблемы стало субсидирование проектов по переработке органических отходов. В статье разберемся, какой бизнес считается «зелёным» и как получить финансирование.

Какие проекты считаются «зелёными»?

Согласно постановлению правительства от 21 сентября 2021 г. № 1587, «зелёный» проект может быть запущен в следующих сферах: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт, водоснабжение, сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия и окружающей среды. Например:

  • Использование возобновляемых источников энергии;
  • Предотвращение загрязнений и их контроль (комплексы переработки ППЖ);
  • Экологически устойчивое управление ресурсами и землепользованием (использование переработанных удобрений);
  • Сохранение биоразнообразия;
  • Устойчивое управление водными ресурсами (например, обработка сточных вод);
  • Циркулярная экономика и безотходные технологии (например, переработка органических отходов);
  • Зеленые здания, соответствующие экологическим стандартам;

В документе прописаны конкретные параметры, при достижении которых на реализацию зелёного или адаптационного проекта можно привлечь льготное финансирование через специальные облигации или займы.

Финансовые инструменты для «зелёных» проектов

  • «Зеленые» облигации и кредиты, а также облигации и кредиты с привязкой к достижению ESG-целей (включая предприятия АПК);
  • Инструменты для компаний с высоким углеродным следом и экспортом: реестр углеродных единиц, облигации и кредиты на климатические проекты (адаптационные и коррекционные);
  • Финансовые инструменты для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • «Зеленые» энергетические сертификаты (генерация ВИЭ);
  • Проектное финансирование – ресурсосбережение и внедрение цикличной экономики.

Стоит отметить, что наиболее распространённым финансовым инструментом считаются «зелёные» облигации. Это долговые ценные бумаги для привлечения инвестиций в проекты. По данным экспертно-аналитической платформы ИНФАГРИН, облигации предпочтительнее кредитов, так как они обращаются на публичных рынках в отличие от приватных кредитов.

Размер финансирования на 2024 год

Лидером проектного финансирования выступает ППК «РЭО», которая предоставляет финансовую поддержку инвестиционным проектам в области обращения с отходами, включая льготные займы из средств, полученных от выпуска облигаций. В 2024 году запрашиваемая поддержка может составлять:

  • До 3 млрд рублей — при выкупе облигационного займа и участии в уставном капитале;
  • До 23,75 млрд рублей — при предоставлении займа.

Формы поддержки от «РЭО» включают:

  • Выкуп облигационного займа инвестора;
  • Участие в уставном капитале инвестора;
  • Заем из средств облигационного займа ППК «РЭО».

«РЭО» может вернуть до 90 % вложений в строительство объектов через:

  • Участие в уставных капиталах инвесторов и проектных компаний;
  • Поручительство по кредитам и займам инвесторов;
  • Участие в уставных капиталах управляющих товариществ в инвестиционном товариществе;
  • Предоставление акционерных займов;
  • Приобретение облигаций, конвертируемых в доли (акции).

Согласно Постановлению правительства РФ от 23.09.2023 № 1562, льготы также распространяются на экономику замкнутого цикла и органические отходы. Получив статус экотехнопарка, предприятие по переработке отходов также может претендовать на государственную поддержку. Это предусмотрено в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», целью которого является увеличение доли использования вторичных ресурсов в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности.

Министерство сельского хозяйства России также указывает на возможные меры поддержки сельскохозяйственных производителей в виде льготных кредитов для переработки навоза и помета в удобрения. Подчёркивается важность господдержки и льготного кредитования объектов глубокой переработки навоза. Минпромторг, в свою очередь, поддерживает технологии компостирования отходов.

Фонд развития промышленности предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий для обработки и

Для успешного планирования и реализации субсидий организациям нужно выполнить следующие шаги:

  • Оценка экологических и финансовых рисков, определение цепочки создания стоимости и экономическая оценка намеченной деятельности;
  • Оценка приоритетов заинтересованных сторон и способов финансирования;
  • Оценка текущего состояния проекта и возможностей;
  • Определение целей, планов и сроков;
  • Разработка дорожной карты проекта;
  • Наметить план реализации действий и контрольных точек;
  • Сообщение о прогрессе через ESG-отчеты или другие формы.

Нормативно-правовая база РФ по «зеленому» финансированию

  1. Постановление Правительства РФ от 11.03.2023 № 373 «О внесении изменений в ПП РФ от 21.09.2021 № 1587»;
  2. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов»;
  3. Информационное письмо Центрального банка России от 28.12.2022 ИН-02-28/145 «О рекомендациях по учету ESG-факторов и устойчивого развития»;
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»;
  5. Положение Центрального банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» и № 714-П от 27.03.2020 «О раскрытии информации эмитентами»;
  6. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О гос. корпорации развития «ВЭБ.РФ». Концепция зеленых облигаций;
  7. Федеральный закон от 04.08.2023 № 489-ФЗ «О внесении изменений в закон «Об электроэнергетике»;
  8. ГОСТ Р ИСО 14030-1-2022 «Оценка экологической результативности. Зеленые долговые инструменты. Часть 1. Механизм зеленых облигаций» и ГОСТ Р 70339-2022 «Зеленые стандарты. Финансирование строительной деятельности в целях устойчивого развития»;
  9. Постановление от 30.04.2019 № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат по облигациям, выпущенным для реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий».
Привилегии для клиентов